ИСТОРИЯ ИНИЦИАТИВЫ
Инициатива "Города, дружественные детям" зародилась в Европе в середине 90-х годов XX столетия в качестве альтернативного видения городов, созданных взрослыми для взрослых. В ее основе - понимание того, что городская жизнь подвергает детей новым угрозам и опасностям: неустойчивость и неблагополучие семей, социальная изоляция, загрязнение окружающей среды, повышенная опасность вовлечения в криминальные ситуации, употребление психоактивных веществ.
Инициатива "Город, дружественный детям" была объявлена в 1996 году в Стамбуле в ответ на резолюцию Второй конференции ООН по населенным пунктам, в которой говорилось, что благосостояние детей является основным показателем благополучия общества. Инициатива была поддержена Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) и начала активно развиваться с 1998 года, когда к ней подключились более 60-ти городов Хорватии. Для координации и оказания методической помощи в 2000 году во Флоренции был создан Международный Секретариат и Интернет-ресурс по адресу:www.childfriendlycities.org. В настоящее время эта инициатива подхвачена почти в 900 городах мира, включая Лондон, Мюнхен, Буэнос-Айрес, Москву, Санкт-Петербург, Астану, Вильнюс и др.
«Город, доброжелательный к детям» — это не модель идеального города и не звание, которое выдается за достигнутые успехи. Участие в данной инициативе означает постоянное стремление заботиться о детях и не останавливаться на достигнутом. Концепция ГДД представляет собой программу, призванную помочь городу стать более доброжелательным к детям во всех аспектах, касающихся управления, инфраструктуры и услуг. «Изюминкой» этой инициативы, кардинально отличающей ее от иных социальных программ и инициатив, является обязательное участие детей и молодежи в процессах принятия решений, затрагивающих их интересы.
Все Города, доброжелательные к детям, объединяются в национальные и международные сети, в рамках которых города-участники обмениваются лучшими практиками, встречаются на Международных конференциях.
Реализация инициативы в Республике Беларусь
Инициатива «Город, дружественный детям» в Республике Беларусь была предложена и начала развиваться при поддержке Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) с 2006 года.
В 2006-2008 годах в качестве первого города, где местные власти, государственные и негосударственные организации и учреждения выразили желание объединить усилия и при поддержке ЮНИСЕФ сделать город более дружественным по отношению к детям и молодежи, стал Светлогорск в Гомельской области.
К инициативе проявили интерес белорусские организации и специалисты, занимающиеся вопросами детства, и в 2008 году при Национальной комиссии по правам ребенка был создан Координационный совет по реализации глобальной инициативы «Город, дружественный детям». Совет разработал первый вариант пакета документов инициативы: Концепцию и Положение о городе, дружественном детям; Положение о Координационном совете; процедуру и методики проведения мониторинга и оценки хода реализации инициативы – документы, которые легли в основу белорусской модели города, дружественного детям, и проекта по развитию инициативы.
С 2008 года координатором реализации инициативы в Беларуси является учреждение образования «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи» Министерства образования Республики Беларусь.
В 2009-2011 годах к инициативе присоединились города Пружаны, Пинск, Добруш, Борисов, Гродно, Гомель, Брест, Новополоцк, Лида, Шклов. В 2012 году к этим одиннадцати городам добавились еще десять – Минск, Полоцк, Мозырь, Костюковичи, Горки, Новогрудок, Жодино, Солигорск, Молодечно, Слуцк.
Необходимо отметить, что в Республике Беларусь существуют благоприятные условия для развития инициативы «Города, дружественные детям». Государственная социальная политика нацелена на обеспечение базовых гарантий в жизнедеятельности и развитии детей, в стране доступны системы образования, здравоохранения, осуществляется государственная поддержка семей с детьми, созданы разнообразные механизмы реабилитации детей в условиях возникновения социальных рисков.
С целью более согласованного развития глобальной инициативы во всех городах, присоединившихся к ней, на сессиях городских советов утверждены программы действий. В городах созданы местные Координационные советы, которые отвечают за проведение анализа и оценки эффективности социальной политики, осуществляемой в отношении юных граждан и их семей, разработку концептуально-программных подходов, подготовку и проведение мероприятий, организацию широкой разъяснительной кампании о реализации инициативы «Город, дружественный детям» в средствах массовой информации, трудовых коллективах, по месту жительства. В присоединившихся городах создается общественное самоуправление детей и учащейся молодежи - детско-молодежные советы/парламенты при местных органах исполнительной и законодательной власти, - что способствует участию детей в процессе принятия решений, направленных на улучшение положения детей в городе.
В этих условиях дети и подростки сами думают над тем, что нужно сделать для благоустройства своего двора, школы, района, где они живут, чтобы их город стал дружественным детям, и при содействии взрослых осуществляют свои проекты.
ПРАВА РЕБЕНКА
Инициатива "Город, дружественного детям" способствует реализации основных прав ребенка, закреплённых в КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.
Право на жизнь.
Право на имя и приобретение гражданства, а также, насколько это возможно,право знать своих родителей и право на их заботу.
Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Право на на охрану своего здоровья.
Право на образование.
Право на сохранение своей индивидуальности.
Право на недопущение дискриминации.
Право не разлучаться со своими родителями.
Право свободно выражать свои взгляды, мнение и быть выслушанным.
Право ребенка на свободу мысли, совести и религии.
Право на свободу ассоциаций и мирных собраний.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции.
Право на особую заботу и достойную жизнь для детей с особенностями психофизического развития.
КОМПОНЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ "ГОРОД, ДРУЖЕСТВЕННЫЙ ДЕТЯМ"
Активное участие детей в принятии решений на всех уровнях.
Законодательная база, регламентирующая защиту прав и законных интересов детей.
Стратегический план действий по созданию города, дружественного детям.
Постоянно действующая структура по реализации инициативы на уровне города.
Действующий механизм по анализу и оценке результатов воздействия законодательства, политики и практики на положение детей.
Финансовые ресурсы для реализации политики и действий в интересах детей.
Регулярный мониторинг положения детей и их прав в городе, выпуск регулярного доклада "О положении детей в городе".
Повышение осведомленности взрослых и детей по всем вопросам, связанным с правами детей.
Независимая адвокативная деятельность в интересах детей, поддержка неправительственных организаций, института уполномоченного по правам ребёнка.
ЧТО ПОЛУЧАЕТ ЖИТЕЛЬ ГОРОДА, СТАНОВЯСЬ УЧАСТНИКОМ ИНИЦИАТИВЫ "ГОРОД, ДРУЖЕСТВЕННЫЙ ДЕТЯМ"?
Присоединяясь к инициативе, Вы получаете новый импульс к развитию города, новые ресурсы для повышения эффективности местного самоуправления, личностного и профессионального роста и развития, возможность объединить свои усилия с единомышленниками и друзьями в реализации творческих способностей, удовлетворении потребностей в проведении досуга.
ВАШИ ИДЕИ МОГУТ РАССЧИТЫВАТЬ НА:
информационную поддержку,
методическую поддержку,
финансовую поддержку,
рекламную и РR-поддержку.
ТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ
1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ
Изучение концепции и основных компонентов Глобальной инициативы ЮНИСЕФ "Город, дружественный детям", международного и национального опыта, обсуждение инициативы со всеми заинтересованными участниками на местном уровне и принятие решения о присоединении города к ее реализации.
2. ОСНОВНОЙ
Проведение оценки положения детей в городе, выявление существующих проблем. Разработка программы (плана) реализации инициативы. Реализация основных мероприятий плана, контроль за ходом их выполнения.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Мониторинг и оценка результатов деятельности. Документирование и представление результатов реализации инициативы в Координационный совет и ЮНИСЕФ для присвоения почетного звания и присоединения к международной сети городов, дружественных детям.
СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ
Экономика.
Здравоохранение.
Образование и культура.
Семейное жизнеустройство.
Безопасность жизнедеятельности.
Средства массовой информации.
Сотрудничество государственных и неправительственных организаций.
Физическая культура и спорт.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Создание Координационного совета при Национальной комиссии по правам ребенка.
Совершенствование законодательной базы.
Разработка комплексной стратегии реализации инициативы.
Разработка положения о городе, дружественном детям, плана мониторинга и оценки реализации инициативы.
Выбор участников реализации инициативы
Анализ и оценка результатов воздействия на детей законодательства, политики и практики.
Определение процедуры для присвоения звания "Город, дружественный детям».
Делегирование номинантов для присоединения к международной сети городов, дружественных детям.
Сотрудничество с ЮНИСЕФ.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ
Оценки ключевых проблем, требующих решения в интересах детей на уровне города.
Разработка и одобрение программы (плана) реализации инициативы.
Анализ распределения бюджетных средств в интересах детей и выделение необходимых ресурсов для реализации инициативы.
Создание детских и молодежных советов при органах исполнительной и законодательной власти.
Создание института уполномоченного по правам ребенка.
Реализация основных мероприятий.
Установление партнерских связей с другими городами, дружественными детям.
Мониторинг реализации инициативы.
Отчет и выпуск доклада "О положении детей в городе".
Проведение информационно-просветительской кампании для взрослых и детей в средствах массовой информации.
РЕЗУЛЬТАТОМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ БУДЕТ СОЗДАНИЕ "ГОРОДА, ДРУЖЕСТВЕННОГО ДЕТЯМ", ГДЕ ДЕТИ
Свободно выражают свои взгляды и высказывают мнения.
Принимают активное участие в семейной, общественной и культурной жизни.
Влияют на принимаемые решения.
Имеют доступ к базовым услугам в области образования и здравоохранения.
Имеют доступ к чистой питьевой воде, достойным санитарно-гигиеническим условиям.
Живут в благоприятной экологической обстановке.
Защищены от эксплуатации, насилия, оскорбления и жестокого обращения.
Могут безопасно перемещаться по улицам.
Имеют друзей и могут играть с ними.
Имеют достаточно зеленых зон и мест для проведения досуга.
Имеют равный доступ к различным услугам, независимо от национальности, вероисповедания, материального положения семьи, половой принадлежности или особенностей психофизического развития.
Защищены от незаконного перемещения и невозвращения из-за границы.
С особенностями психофизического развития, находящиеся в трудной жизненной ситуации, являются объектом повышенного внимания со стороны городских властей.
ПРИСВОЕНИЕ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ
Каждому городу, который выполняет основную часть запланированных мероприятий программы (плана) реализации инициативы и может подтвердить это документально, Координационным советом совместно с ЮНИСЕФ будет присвоено почетное звание "Город, дружественный детям" за создание условий, благоприятных для проживания и развития детей.