Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Какое направление в работе Лидского РЦТДиМ вы считаете перспективным?
Всего 378 человек

методистам

Дата: 26 февраля 2016 в 15:31, Обновлено 7 июля в 09:21

Методические рекомендации по использованию ИКТ:

Выступление

Из опыта работы Матюто С.П. ИКТ

Методический практикум

«Использование ИКТ в организации экологической работы с учащимися»

в рамках Недели профессионального мастерства классных руководителей по обмену опытом использования информационно-коммуникационных технологий, активных и интерактивных форм, приёмов и методов при проведении классных и информационных часов

Дата, время и место проведения: 22 февраля 2015 г., 14.30, Лидский  РЭЦДиМ, каб. № 2.

Участники: классные руководители учреждений общего среднего образования.

Педагог-модератор: Карней Анна Анатольевна, методист Лидского РЭЦДиМ

(слайд 2)

Цель: овладение педагогами основами практического применения информационно-коммуникационных средств в образовательном процессе.

Задачи:

  • изучить общие понятия ИКТ, их классификацию, формы применения на занятиях с учащимися;
  • познакомить с теорией и практикой использования ИКТ в экологическом воспитании;
  • привлечь педагогов к широкому внедрению информационных технологий в практику экологической работы с учащимися.

(слайд 3)

План методического практикума

  1. Понятие «технология», «информационно-коммуникационные технологии». Характеристика информационно-коммуникационных технологий.
  2. Информационно-коммуникативные средства в организации экологической работы с учащимися.
  3. Практикум «Применение ИКТ в экологической работе с учащимися»
  4. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход семинара-практикума

Интерактивная разминка «Поменяйтесь местами».

Цель: знакомство участников.

Разминка проводится в форме игры, позволяющей участникам подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Меняются местами лишь те игроки, которые соответствуют названному ведущим условием. Меняются местами те, кто:

  • работает всё время в одном учреждении;
  • работает в данное время классным руководителем;
  • любит свою работу;
  • работает педагогом более 10 лет;
  • мечтал быть педагогом с детства;
  • участвует в конкурсах профессионального мастерства;
  • имеет высшую квалификационную категорию;
  • является молодым специалистом;
  • знает что такое «информационные технологии»;
  • использует информационные технологии в своей работе;
  • желает, чтобы зарплата была выше.

Вступительное слово педагога-модератора.

- В современных условиях  без новых информационных технологий невозможно представить учреждение. И сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности учреждений образования. В современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. В ряде психологических исследований указывается на создание возможностей эффективного формирования у школьников модульно-рефлексивного стиля мышления при использовании информационных технологий в учебном процессе.

Но, несмотря на все положительные моменты использования, не следует акцентировать внимание на ИКТ и увлекаться компьютерными эффектами, необходимо развивать и совершенствовать именно педагогические технологии, которые и в применении электронных ресурсов должны играть главенствующую роль.

Сегодня мы с Вами рассмотрим, какие информационные технологии можно использовать в организации экологической работы с учащимися.

(слайд 4)

Слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.

(слайд 5)

Информационные и коммуникационные технологии  – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)».

На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Также во всех учреждениях образования есть всемирная информационная сеть Интернет, уникальная по своим возможностям общения и коммуникаций, по гигантскому объему информации. Естественно, интерес школьников и педагогов к сети огромен. Причин тому много: легкость общения со сверстниками и коллегами, и удивительная простота поиска информации и документации для написания программ, и многое другое. Раньше для освоения того или иного языка программирования порой приходилось заказывать книги по почте и неделями ждать посылки. Сейчас же получить доступ к электронному варианту практически любого компьютерного издания можно несколькими щелчками мыши. Так, например, каждый учащийся может опубликовать в сети свою собственную страничку (собственный информационный ресурс), которая тут же становится доступной миллионам пользователей Сети.

(слайд 6)

Значение информационно-коммуникационных технологий:

Применение информационных технологий:

  • значительно расширяет иллюстративный материал,  создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс;
  • создает условия для использования наиболее эффективных методов и форм обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному); экономии учебного времени, энергии преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорение темпа;
  • способствует развитию креативности детей через создание образовательных информационных продуктов, способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания.

(слайд 7,8) Информационные технологии могут быть с избирательной интерактивностью и с полной интерактивностью.

ИТ с избирательной интерактивностью все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном  виде (банки и базы данных, видеотекст, теле-текст, интернет и т.д.). В данном случае пользователю разрешается только работать с уже существующими данными, не вводя новых.

ИТ с полной интерактивностью технологии, обеспечивающие прямой доступ к информации, хранящейся в информационных сетях или каких-либо носителях, что позволяет передавать, изменять

и дополнять её.

Общая характеристика информационно-коммуникативных технологий.

(слайд 9)

Все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные и программные (табл.1).

Таблица 1. Средства ИКТ в дополнительном образовании

Аппаратные средства

Программные средства

Компьютер

Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами

Общего назначения

Телекоммуникационный блок

Источники информации

Проектор

Устройства для записи визуальной и звуковой информации

Тренажёры

Принтер

Комплексные обучающие пакеты

Внутриклассная и внутришкольная сети

Устройства регистрации данных

Виртуальные конструкторы

Аудио-видео средства

Управляемые компьютером устройства

Экспертные системы

Тестовые среды

Информация к сведению

Аппаратные средства

Компьютер – универсальное устройство обработки информации.

Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и

созданную учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений желателен цветной принтер.

Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу.

Телекоммуникационный блок дает доступ к мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение и переписку с другими школами.

Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.

Управляемые компьютером устройства дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.

Интернет сети позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети

Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.

Программные средства

Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) дают возможность работы со всеми видами информации.

Источники информации – организованные информационные массивы энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений.

Виртуальные конструкторы позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.

Тренажеры позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и пр.

Тестовые среды позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.

Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) – сочетания программных средств перечисленных выше видов – в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании, наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.

Информационные системы управления обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса: учащимися, педагогами, администрацией, родителями, общественностью.

Экспертные системы – программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области.

Информационно-коммуникативные средства в организации экологической работы с учащимися

Для проведения деятельности по экологическому образованию школьников необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. Вот здесь нам на помощь и приходит компьютер. Возможности его огромны и позволяют заинтересовать детей. В формировании экологической культуры используются специализированные или адаптированные компьютерные программы: обучающие, диагностические, развивающие и др.

(слайд 10)

Одной из самых популярных являются презентации. Презентации - это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. А как гласит пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Разнообразный иллюстративный материал мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Выступление воспитанников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

Демонстрация интерактивной игры «Войди в лес другом»

(сборник презентаций экологической направленности)

(слайд 11) Также неотъемлемой формой работой в экологическом воспитании это экскурсии. С появлением компьютера появились новые виды экскурсий (виртуальные, интерактивные). Виртуальная экскурсия даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Составляющей данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация. Роль экскурсий велика, так как ребёнок может стать активным участником событий данной экскурсии, посетить те места, где не всегда может побывать учащийся (знакомство с виртуальной экскурсией по заповедным тропам Голубых озёр Беларуси).

Одной из форм экологического воспитания является исследовательская деятельность, в процессе которой активно используются средства ИКТ (слайд 12)

Например, электронные энциклопедии. Электронные энциклопедии являются аналогами обычных справочно-информационных изданий энциклопедий, словарей, справочников и т.д. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:

  • они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
  • удобная система навигации на основе гиперссылок.

Например, энциклопедия комнатных растений www.keepflowers.ru (демонстрация сайта и работа с ним). Здесь, вместе с учащимися вы можете с помощью строки поиска быстро ввести интересующий цветок и познакомиться с его свойствами.

       Виртуальная библиотека–это сложные информационные системы. Чаще всего предоставляющие доступ к каталогам электронных библиотек. Так же существуют электронные библиотеки, в которых, можно найти интересующую вас литературу в электронном виде, электронные учебники, энциклопедии, журналы и пр. www.library.by (демонстрация сайта).

(слайд 13) Также используются аудио- и видеоматериалы, обучающие фильмы, которые наглядно показывают проблемы экологии, направлены на пробуждение интереса к проблемам экологии. Так в нашем центре создана библиотека видеофильмов «Экологическая видеотека». В объединениях по интересам активно используются мастер-классы на сайте www.youtube.com.

      Виртуальный эксперимент. Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Работу в виртуальных лабораториях используют при проведении демонстрационных опытов. Эта работа позволяет учащимся  не только самостоятельно проделать опыт, сделать выводы, но и сравнить полученные результаты с правильными, что помогает адекватно оценить  свою работу. Виртуальные эксперименты позволяют сэкономить средства по закупке дорогостоящего оборудования, отличаются безопасностью, возможностью моделирования процессов, протекание которых принципиально невозможно в лабораторных условиях.

Знакомство с сайтом www.virtualab.net. и пример работы с темой «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

(слайд 14)

Программные системы контроля знаний. К  ним относятся тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками. Так же существует он-лайн тестирование, по результатам тестирования вам может быть присуждён тот или иной статус. Также такие центры за определённую плату могут выслать вам бумажный вариант вашего сертификата, при условии успешной сдачи теста. Например, сайт www.banktestov.ru/test/children. Здесь вы сможете проверить знания детей по любым темам, а самим учащимся будет интересно узнать свой результат.

(слайд 14)

Электронные учебники и учебные курсы. Объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).

(слайд 15)

Обучающие игры и развивающие программы. Это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре. Имеется возможность проверить усвоение материала, ответить на тесты. Экологические игры расширяют представления учащихся о природе, учат их использовать имеющиеся знания для решения игровых задач, развивает и совершенствует такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, пробуждает познавательный интерес.

Игра «ЭкоБаскет» и «Помоги Муравью найти дорогу домой» на сайтах www.krairodnoi.jimdo.comwww.ponga.ua (демонстрация игр)

(слайд 15)

Одним из актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсификация процесса обучения за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала. Использование интерактивной доски является эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся. На сегодняшний день наиболее популярным программным обеспечением для интерактивной доски является программная оболочка «Notebook». Она проста в применении, удобный интерфейс облегчает процесс создания интерактивных заданий. Данное программное обеспечение позволяет одновременно работать с текстом, графическим изображением, видео- и аудиоматериалами, управляя процессом работы с помощью указки по сенсорной поверхности доски. Возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать все каналы усвоения информации. Рассеянные ученики лучше воспринимают информацию, размещенную на  большом экране, т.к. это активизирует их воображение, и усвоение материала не вызывает затруднений. Учащиеся работают сообща, придумывают и обсуждают новые идеи, комментируют изображение. Дети учатся успешно проявлять свою самостоятельность, сотрудничать с одноклассниками и учителем, развивают коммуникативные качества. В результате повышается мотивация и активизируется познавательная деятельность учащихся. Например, при изучении строения птицы все части тела птицы учащиеся могут сопоставлять на интерактивной доске, или при изучении животных леса отобрать тех животных, которые живут в лесу и разместить их там, где они обитают (белка-на дереве, ёж-в траве и т.д.).

       В последние годы большую популярность приобретают идеи дистанционного образования с использованием передовых средств информационных технологий. Дистанционное образование помогает решать задачи обучения и повышения квалификации учащихся, которые по тем или иным причинам не могут присутствовать на занятиях в учебном заведении. В связи с бурным развитием информационных технологий, технических средств и стремительным ростом объёма необходимой для успешной деятельности информации, дистанционное образование становится очень актуальным в наше время. Так в нашем центре разработана программа по работе дистанционной школы по биологии, которая включает в себя программу и материалы к ней (тесты, информация, интернет-ресурсы и т.д.).

(слайд 16 )

Использование Интернета

Позволяет реализовать три   задачи:

  • во-первых, найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на флеш-носителях для последующего многократного использования разными пользователями;
  • во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение;
  • в-третьих, сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться, как проектная работа ученика.

(слайд 17) Возможности учителя…

  • подбор иллюстративного материала;
  • создание электронных наглядных пособий (таблицы, схемы, диаграммы…);
  • создание задачников;
  • создание индивидуальных карточек;
  • создание презентаций;
  • размещение информации на сайтах; 
  • создание электронного учебника.

(слайд 18) Деятельность учеников

  • создание таблиц, схем, чертежей, диаграмм;
  • применение иллюстраций;
  • решение задач в электронных таблицах;
  • выполнение творческих работ (проекты, сказки, кроссворды, ребусы, газеты…);
  • создание и оформление работы в текстовом редакторе;
  • создание презентаций;
  • поиск информации в сети интернет;
  • публикации в сети интернет.

Практикум

(слайд 19) Расчёт «Экологического следа» (одного из педагогов)

(сайт www. wwf.ru)

           - Предлагаю одному из Вас рассчитать свой «Экологический след». «Экологический след» - это условное понятие, отражающее потребление человечеством ресурсов биосферы. Это площадь (в гектарах) биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых нами ресурсов и поглощения и переработки наших отходов. С помощью такого расчёта можно объяснять учащимся как они влияют на загрязнение атмосферы и их роль.

        Существует множество энергокалькуляторов, расчётов, при помощи которых можно рассчитать потребление воды, энергоресурсов и т.д.  Всё это помогает учащимся задуматься об их роли в сохранении окружающей среды.

Подведение итогов

Таким образом, очевидно, что применение информационных технологий различного назначения в дополнительном образовании детей предоставляет возможности совершенствования целей, со­держания, методов, организационных форм, технологий, средств подготовки обучающихся на этапе перехода к образованию в условиях расширенного доступа к информации, а также выступают одним из показателей профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. При этом важно понимать, что реализация этих технологий в дополнительном образовании детей требует системного изучения опыта оценки эффективности применения информационных технологий, разработки критериев и показателей эффективного применения различных информационных технологий дополнительного образования детей (управленческий, образовательный, воспитательный, кадровый и др. аспекты), в том числе по экологическому направлению.

Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»

На доске размещаются изображения чемодана, мясорубки и корзины. Педагоги решают, как они поступят с информацией, полученной в ходе семинара, и приклеивают стикер под одной из картинок:

  • чемодан – сохраню, так как это пригодится в дальнейшем;
  • мясорубка – переработаю информацию и воспользуюсь ее сразу же;
  • корзина – выброшу, так как это мне не пригодится.

Педагог-модератор завершает практикум.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.