Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Какое направление в работе Лидского РЦТДиМ вы считаете перспективным?
Всего 378 человек

для педагогов

Дата: 17 января 2017 в 13:23, Обновлено 7 июля в 09:24

Психологический комфорт на занятии по интересам как условие успешного  развития личности ребенка

    Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться, сохраняется психическое здоровье. Никакие успехи на занятии не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Психологический комфорт  на занятии по интересам  - важное условие эффективности обучения и воспитания.

    Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения.

Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:

неуверенность в себе;  повышенная утомляемость;  замедленность темпа деятельности;  повышенная потребность во внимании;  повышенная двигательная активность;  трудности в переключении с одной деятельности на другую.
Критерии психологического комфорта: 

  • Отсутствие усталости у детей и учителя 
  • Положительный эмоциональный настрой 
  • Удовлетворение от сделанной работы 
  • Желание продолжать работу 
  • Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на занятии. 

Что же можно сделать на кружке для сохранения психологического комфорта?

Обязательно учитывать физиологические, эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на занятии, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Рекомендации для поддержания психологического комфорта на занятии: 
1. Педагог должен входить в кабинет с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель.

2. Необходимо хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на занятии. 

3.Приходить в кабинет нужно немного раньше. Убедиться, все ли готово к  занятию, стремиться к организованному началу занятия. 

4. Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп занятия, помогайте «слабым» поверить в свои силы
5. Заканчивать занятие общей оценкой работы группы  и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на занятии. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто. Обращайтесь за помощью к самим ученикам. 

       Очень важен  индивидуальный подход к каждому ребенку, как и любовь, и понимание со стороны взрослых.   «Индивидуализация» – это организация образовательного процесса для отдельно взятого ученика с учетом его возможностей и потребностей.    

      Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на занятии.
  Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание учеником ситуации успеха:

- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

- стимулирует к высокой результативности труда;

- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

- развивает инициативность, креативность, активность;

- поддерживает в группе благоприятный психологический климат. 

Технологические операции создания ситуаций успеха:

1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях.

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.

4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

6. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Очень важны  словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке педагога. 
Ты на верном пути. 
Ты делаешь это сегодня значительно лучше! Замечательно!  Продолжай работать так же, ты добьешься большего. 
Так держать! 
Это успешное начало. 
Отлично!  Фантастика!  Поздравляю! Твои успехи всё заметнее! Я верю в тебя!

Заповеди педагога

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

– Не навреди! Ищи в детях хорошее.

– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

– Не приписывай успех себе, а вину ученику.

– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

– На занятии  создавай ситуацию успеха.

– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

– Оценивай поступок, а не личность.

– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Педагог-психолог Лидского РЦТДиМ                                                          Сидорейко С.Ю.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.